Украина празднует 30-летие Общества украинского языка имени Тараса Шевченко (Просвiта). Начиная с 1989 года это общество всеми силами содействует навязыванию украинского языка русскоязычному населению Малороссии. Парубий аж приравнял его к ОУН-УПА*. Но вот беда: история «Просвiти» начинается не в 1989, а в 1868 году.
И до 1989 года название «Просвiта» было связано с насильственной «украинизацией» русского населения в Австрии под руководством администрации Габсбургов. Почему же об этой части истории «Просвiти» так стыдливо умалчивают бандеровские «освiченные»?
ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО КРИКНУТЬ «ЗИГ ХАЙЛЬ»…
Итак, сегодня «Просвiта» приравнивается правительством Украины к самым отмороженным бандеровским террористическим организациям. Именно это и заявил «человек-справка» украинской политики Андрей Парубий. Поздравляя «Просвiту» с юбилеем он заявил:
» …И нынче мы не просто празднуем 30 лет восстановления «Просвіти», мы утверждаемся как хозяева и свободные люди на своей родной земле, мы боремся за победу в войне, начатой российским агрессором. …»
М-да, Парубию осталось только крикнуть «Зиг хайль»… Только вот при изучении материалов по истории «Просвiты» становится как-то странно: вроде как, говоря словами Парубия, «Общество было единственной легально зарегистрированной оппозиционной к КПСС структурой, которая стала дальнейшей основой Народного руха Украины», а о его деятельности в открытом доступе информации до смешного мало. Почему бы?
На это есть несколько причин. Начать хотя бы с того, что с 1989 года «Просвiта» оказалась организацией, которая хронически делилась со скоростью многоклеточного организма. То есть ни о каком «монолитном» обществе речь не идёт.
А во-вторых, у «Просвiты» есть и вторая часть истории, крайне неудобная для руководства существующей сегодня бандеровской Украины.

ПОД РУКОВОДСТВОМ ГАБСБУРГОВ ПО ПОЛЬСКОЙ УКАЗКЕ…
Сначала давайте договоримся о понятиях. Общество украинского языка имени Тараса Шевченко (Просвiта) было сформировано не в 1989 году (тогда оно было лишь «возрождено» бандеровскими националистами), а в 1868 году. И не в Киеве, а во Львове. То есть — на территории Австро-Венгрии, в районе, где с ведома Габсбургов хозяйничала польская администрация.
То, что это произошло именно во Львове было не случайно: в Западной Галиции ещё во второй половине XIX века происходили два процесса. Первый процесс — попытка ополячивания галицких русских со стороны польской администрации, во-вторых — всяческая поддержка концепции «украинства». Причём, изначально, ещё в середине XIX века концепция «украинства» и не ставила перед собой задачу создания нового народа. Задача была другая: разделить Российскую империю на две части: на «москальскую» (Северную) и «украинскую» (или — пограничную) от Карпат до территории современного Казахстана. К 1868 году стало ясно, что попытки ополячить русских на территории Галиции обречены на провал. Тогда-то польское руководство Галиции сделало ставку на «украинство», одним из инструментов насаждения которого и стала «Просвiта».
Правда, поляки просчитались: хотя в 1890 году в Сейме депутатом Романчуком была озвучена программа политической и финансовой поддержки администрацией организаций, распространяющих идеологию «украинства» (в том числе и финансирование «Просвiты»), доблестные «украинцы» ответили австро-польской администрации чёрной неблагодарностью. Как только наместник Галиции и Лодомерии Анджей Казимир Потоцкий в 1908 году объявил, что «украинские» и русские кандидаты в депутаты Сейма будут избираться на равных правах, и никакой протекции «украинским» кандидатам не будет, он тут же был объявлен врагом «украинцев». Та же «Просвiта» изо всех сил распространяла проклятия по адресу Потоцкого. А апогея ненависть «украинцев» к беспристрастному наместнику Потоцкому достигла, когда в результате честных выборов русские общины провели в Сейм 10 депутатов вместо прежних 2, в то время как «украинцы» удержали в Сейме лишь 13 мест из 20 (оцените уровень существовавшей с 1890 по 1908 гг. политической поддержки «украинства» со стороны австро-польской администрации). 12 апреля 1908 года Анджей Потоцкий был застрелен во Львове воспитанником «Просвiти» студентом Мирославом Сичинским «за злоупотребления во время выборов». Кстати, в австро-венгерской документации Сичинского называли не «украинцем», а «русином». Впрочем, и сами галицкие русские себя «украинцами» не называли.
После убийства Потоцкого поддержка «украинства» и в том числе — «Просвiти» со стороны польской администрации резко сошла на нет. Но… возросла поддержка со стороны Вены! Правда — ненадолго: до распада империи.

СЛИШКОМ ПОЗДНО…
К 20-м гг. ХХ века в Польше Пилсудского «Просвiта» оказалась вне закона. К этому времени организация уже прочно ассоциировалась с её воспитанниками-террористами. Позднее, из воспитанников «Просвiти» вышли многие бандеровские убийцы, палачи и садисты. Например, те же Василь Галаса, Василь Лемиш (Кук) Осип Дьяков и прочие.
Впрочем, их противник Юзеф Пилсудский стоил «украинских» националистов: в 1930 году, устав терпеть в Галиции систему «учебных заведений», готовивших кадры для террористических организаций, Пилсудский инспирировал процесс жесточайшей репрессии-«пацификации» Галиции с сентября по конец ноября 1930 года.
Однако джинна уже выпустили из бутылки: ни «пряник» 1890-х, ни «кнут» 1930 года изменить воспитанников «Просвiты» уже не могли. Вскормленные националистическими лозунгами, идеей собственной «элитарности», ненависти к русским, полякам, евреям и остальным народам (ну, за исключением тех, кто их создал — немцев и австрийцев), «украинцы» ждали своего часа. И когда дождались… Впрочем, это уже совсем другая история.
Нам же сейчас остаётся лишь предоставить читателям самим сделать выводы: почему же на Украине в эти дни празднуют только 30-летие «Просвiти», а не 151 год? Наверное, предыдущих 120 лет «Просвiти» они отчего-то стесняются…
*организация, запрещённая на территории РФ
Константин Каледин, quis_quaeritis
Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен
Свежие комментарии